Система здравоохранения Якутии стала более мобильной
Большая часть информационных сообщений о медицине в Якутии сейчас посвящена борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Но это отнюдь не означает, что все другие направления здравоохранения лишь держатся на плаву. Более того, сегодня налицо признаки, свидетельствующие о прорыве в развитии в целом системы здравоохранения республики. Об этом в интервью министра здравоохранения Якутии Елены Борисовой, которое она дала корреспонденту ИА SakhaNews Елене Кузьминой.
— Значительные ресурсы отрасли здравоохранения были направлены на борьбу с новой коронавирусной инфекцией. Исполняются ли в полной мере другие программы – сердечно-сосудистой, онкологической и педиатрической медпомощи?
— Действительно, у нас уже полтора года длится пандемия и очень много ресурсов, не только финансовых, а, в первую очередь, эмоциональных, моральных потрачено. Очень тяжело пришлось нашим медикам – полтора года они работают в средствах индивидуальной защиты. Первое время им приходилось работать вдали от семей, а сейчас благодаря вакцинации они могут видеться с семьями. Работа министерства здравоохранения продолжается, мы ни на минуту не останавливали решение задач, поставленных правительством Российской Федерации, руководством нашей республики по реализации национальных проектов которые в себя включают ряд основных мероприятий, главные из которых борьба со смертностью от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний. Это также детское здравоохранение, кадровое обеспечение лечебно-профилактических учреждений.
Первичная медико-санитарная помощь, которая была блоком национального проекта, куда входили строительство ФАПов, диспансеризация, санитарная авиация, сегодня выросла в отдельную программу «Модернизация первичной медико-санитарной помощи». Я могу с гордостью сказать, что мы одни из первых на Дальнем Востоке защитили эту программу. 12 миллиардов рублей – это большие деньги! – дополнительно пойдут на развитие медицинской отрасли республики. Тогда как на реализацию нацпроекта «Здравоохранение» предусмотрено 8,5 миллиарда рублей, включая семь подпроектов.
— Мы все ждем открытия сердечно-сосудистого и онкологического центров. Что министерство предпринимает в связи с этим?
— Строительство кардиодиспансера и онкодиспансера в Якутске идет опережающими темпами. Сейчас решаем вопросы, связанные с закупкой современного высокотехнологичного оборудования. Что касается кардиодиспансера, часть оборудования уже закуплена, мы ожидаем его поставок. Темпы строительства тоже достаточно интенсивные, надеемся, что до конца года завершим строительство и, я думаю, что в начале 2022 года диспансер примет первых пациентов.
Также с 2019 года серьезно занимаемся подготовкой кадров, как по онкологии, так и по кардиологии. У нас много студентов учится на базе местного мединститута, но также есть и обучающиеся на целевых места в центральных вузах. по онкологии действующие доктора учатся за рубежом, перенимают лучший опыт. И мы считаем, что эти два объекта должны стаь флагманами в нашей республике и должны сделать прорыв в части снижения смертности. Я уверена, что это будут абсолютно новые медицинские организации.
— Как идет ввод новых лечебных учреждений в республике – в последнее время работа по строительству учреждений первичного звена заметно активизировалась?
— Первичное звено – один из наших приоритетов. Так, в 2021 году уже введены в эксплуатацию 23 акушерских пункта, три врачебных амбулатории в 21 районе республики, в пригороде Якутска. В том числе в ряде труднодоступных населенных пунктов. Хочу отметить, что мы начинаем строить там, где долгие годы не было не только строительства, но даже не производился ремонт учреждений здравоохранения.
ФАП в селе Табага(пригороде Якутска), введен в эксплуатацию в январе 2021 года.
В Жиганском, в Олекминском районе в с.Урицкое, в Березовке Среднеколымского района, где вопрос остро стоял 7 лет, и в Охотском перевозе Томпонского района – это тоже долгоиграющий вопрос. Я очень рада за жителей этих населенных пунктов, которые смогут получать первичную медицинскую помощь в новых современных зданиях.
И еще один объект — в селе Карьер Усть-Янского района. В рамках программы модернизации первичного звена впервые за много десятилетий начнем строительство центральных районных больниц сразу в пяти района республики — в Татте, Чурапче, Вилюйске, Усть-Мае, и в одном из арктических — Момском районе – в Хону.
Этому предшествовали колоссальная работа правительства республики. В 2019 году глава Якутии Айсен Николаев внес такое предложение, дал нашему министерству поручение разработать проект, что и было сделано. Проект предусматривает все виды медицинской помощи, строительство новых объектов, в том числе и моргов — с ними сейчас большая проблема в районах. Предусмотрены и помещения для достойных проводов усопших. Из пяти четыре контракта уже заключены, в первых числах июня будет подписан пятый. Заказчиком строительства выступает Служба государственного заказчика, непосредственно заниматься вопросом будет минстрой. Ну, а наше министерство будет курировать проект в части оснащения медицинской техникой, медицинской логистики.
Продолжаем в рамках модернизации не только строить, но и вести ремонт. У нас почти 100 объектов, которые подлежат капитальному ремонту — необходима смена коммуникаций, которые не обновлялись десятилетиями, практически с момента строительства зданий, крыши, стены, окна, строительство пандусов, благоустройство прилегающих территорий. Я думаю, что медицинские организации должны преобразиться.
Еще один значимый проект – приобретение автотранспорта для медучреждений. В 2019 году, бывая в районах республики, я обратила внимание, что одним из самых популярных был вопрос оснащения учреждений здравоохранения автотранспортом. В ФАПах, врачебных амбулаториях, как правило, машины очень старые, где-то вообще уже не используются.
В прошлом году наши больницы получили 31 машину скорой помощи – впервые сразу такое количество. Машины укомплектованы очень хорошим современным оборудованием, по стоимости конкурирующим с ценой самого авто. Высота салона позволяет медперсоналу работать стоя.
Это хорошая поддержка со стороны федерального правительства. Новые автомобили скорой помощи можно увидеть на улицах Якутска. Для сельских населенных пунктов закупаем так называемые «хозяйки» — для перевозки медицинского персонала, пациентов. В течение пяти лет закупим 243 такие машины — в рамках программы модернизации будет полностью обновлен парк автотехники.
В феврале этого года десять новых автомашин марки «УАЗ Патриот» были распределены среди ЦРБ Эвено-Бытантайского, Усть-Майского, Аллаиховского, Нижнеколымского, Булунского, Верхоянского, Верхнеколымского, Омяконского и Момского районов.
Автомобили используются для оказания первичной медико-санитарной помощи, транспортировки пациентов в медучреждения, медработников — до места жительства, а также для перевозки биоматериалов для исследования и доставки медикаментов жителям отдалённых сёл.
— Какова ситуация с кадровым обеспечением отрасли? Как реализуется программа «Земский доктор»?
— Помимо федеральной Программы «Земский доктор», активно работающей, за весь период на работу в населенные пункты выехали около десяти тысяч специалистов, в нынешнем году при поддержке Минздрава РФ у нас начали работать программы «Земская медсестра» и «Земская акушерка».
Открывая новые ФАПы, мы, конечно, понимаем, что в каждом фельдшерско-акушерском пункте должна быть акушерка. Все выезжающие по этим программам специалисты получают небольшие подъемные, которые помогают приобрести необходимые предметы быта. Со всеми муниципальными образованиями министерство заключило соглашения, на основании которых они тоже включаются в эту работу – где-то выделяют средства на доплаты, где-то оплачивают аренду жилья, интернета – такой формат закрепления наших специалистов на земле сегодня работает.
В конце 2019-го — начале 2020 года начала работать программа, в соответствии с которой при выезде на работу специалистов в арктические районы, где по штату они не предусмотрены, из резерва фонда медстрахования им выплачивается заработная плата. За прошлый год мы привлекли около 300 специалистов. Также в прошлом году для врачей введены стимулирующие доплаты за раннее выявление онкологических заболеваний.
Тесно работаем с министерством образования, которое поддерживает нас, выделяя целевые места для обучения в центральных вузах — это очень хороший стимул для наших специалистов, которые могут не только получить медицинское образование, но и повысить квалификацию на базе центровузов, получить дополнительное образование и даже новую специальность.
— Какие выводы сделаны из опыта по преодолению эпидемии ковида?
— Прежде всего, подчеркну, система здравоохранения продемонстрировала свою высокую мобильность, она может перестраиваться за считанные недели и дни. Мы увидели, что при поддержке правительства республики можно решать многие вопросы в два-три раза быстрее в условиях, когда здравоохранение стало приоритетным направлением.
Второе – в этот период на первый план вышли проблемы, решение которых в здравоохранении нельзя откладывать на потом. Это дефицит кадров, это нерасторопность отдельных звеньев нашей системы.
Отрасль достаточно консервативна в части внедрения новых протоколов, методов лечения, тактики ведения пациентов. А здесь за полтора года у нас поменялся одиннадцать раз основной норматив по лечению ковида, и люди быстро под новшества подстраиваются, быстро обучаются. К примеру, 11-я версия вышла 7 мая, а уже 40 процентов персонала прошло обучение. Таких темпов не знало ранее наше здравоохранение. Ковид научил смотреть по-другому на традиционные вещи, по-другому работать.
В Якутской РБК номер три реализуется проект высокотехнологичной помощи людям, страдающим диабетом.
— Как внедряются новые технологии в деятельность медучреждений?
— Мы начали наконец цифровизацию, о которой говорили с 2010 года. Но такого прорыва, который был в 2020 году, конечно, не было за все предыдущие годы. Мы видим сегодня, какое количество пациентов пользуется нашими приложениями, сколько человек записывается через интернет-ресурсы.
Выросло число телемедицинских консультаций. Если в городе это было достаточно распространено, то сегодня доктора из районов, особенно удаленных, не представляют жизнь без них. Причем, начиная от ФАПа и до центральной районной больницы. Их консультируют не только специалисты городских и республиканских учреждений, но и федеральные. У нас сегодня выстроена трехуровневая система, когда в любое время наши медики могут проконсультироваться в НИИ, например, Кулакова по нашим тяжелым беременным – скорректировать лечение буквально по звонку на телемедицинской консультации. Такое еще полтора года назад было даже сложно представить.
— Как проходит в республике прививочная кампания?
— Вакцинация — одна из главных задач. Как известно, у нас достаточно напряженная ситуация с ковидом. С наступлением весны после очень тяжелой, суровой зимы много людей высыпало на улицы, студенты приехали учиться, школы открылись для посещения учеников. Такая концентрация людей ожидаемо дала резкий скачок заболеваемости.
И теперь стоит дилемма: кто быстрее – ковид или мы (тем более, у нас появился британский штамм). Либо эпидемия разойдется, либо мы организуем повсеместную и массовую вакцинацию населения. Вакцинация – это глобальная задача, единственный способ обезопасить себя от вируса.
На сегодня в республику поступило 196 084 доз вакцин, уже получили вакцину 152 924 человека, причем полную вакцинацию прошли 106 830 человек. Вроде цифры неплохие, но для коллективного иммунитета должно быть привито 70 процентов взрослого населения, а мы пока достигли только 23 процентов. То есть в этом направлении еще работать и работать.
Третья волна, которую мы наблюдаем сегодня, значительно отличается от первых двух. Теперь основной контингент заболевших заметно помолодел – болеют дети (весной двое детей у нас впервые лежали на ИВЛ), молодежь от 18-29 лет. Люди в возрасте от 29 до 40 лет – их сейчас на госпитализации больше, хотя в первые волны мы наблюдали высокую заболеваемость у представителей старших поколений, которые сегодня в общем числе госпитализированных составляют 12 процентов, тогда как трудоспособное население – 25-28 процентов.
Меняется и клиническая картина, которая, конечно, тяжелеет. Вирус мутирует, как и любой вирус, это чисто биологическая его особенность, и, я думаю, что мутации будут и дальше. Поэтому еще раз повторяю – вакцинация необходима.
Мы активно работаем над разъяснением несомненной пользы вакцинации. Еще раз акцентирую: то, что сегодня повально люди ходят сдавать ИФА-тесты на антитела к коронавирусу или ИХА-тесты, – на самом деле в этом нет необходимости. Сегодня тест-системы, которые делают ИФА, не определяют клеточный иммунитет, который реально показывает иммунный статус, они показывают процентный коэффициент нагрузки. Для того, чтобы знать свой иммунный статус, ИФА пришлось бы делать каждый день. Это абсолютно не показатель иммунитета, и это надо четко понимать.
Единственный критерий – если переболел легко, приходи через три месяца вакцинироваться, если тяжело – через шесть месяцев, несмотря на количество титров.
Единственным противопоказанием является аллергическая реакция на компоненты вакцины, беременность и лактация. И острые заболевания, как при любой вакцинации. Но это краткий по времени медотвод, после прохождении острой стадии можно привиться. Все хронические заболевания, которые сегодня имеются, не являются противопоказанием для вакцинации.
К сожалению, люди часто говорят, что вот, непонятная вакцина. Хочу сказать, что вакцина очень хорошая, качественная, эффективная, потому что она разработана одним из лучших научных институтов мира. Все наши вакцины — и Чумакова, и Вектор, и Гамалея — разработаны на основе проверенной риновирусной вакцины, в которую снесен титр ДНК вируса.
Нужно трезво и ответственно оценивать риски заболеть тяжело. Многие очень тяжело болеют, и даже то лечение, которое сегодня есть, не всегда помогает. Мы видим высокую летальность, к сожалению, хотя и стоим в конце списка в стране по этому показателю.
Наши коллеги, которые приезжали к нам с проверкой, отметили хорошее качество лечения нашими докторами, высокий уровень их профессионализма. Тем не менее, медики не боги, не всех пациентов удается спасти. Особенно с коморбидным фоном — сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями — это фон, который очень любит ковид. Поэтому, учитывая тяжесть заболевания, возможные осложнения, вакцинация является выходом, шансом обезопасить себя. И может, вакцина не 100-процентная гарантия того, что вы не заболеете, но это гарантия того, что вы не заболеете тяжело.
— Какую задачу вы считаете первоочередной из всех, стоящих перед отраслью?
— Для нас главное — это то, что 2021 год объявлен в республике Годом здоровья. Это очень правильно, я надеюсь, что это должно повлечь изменение мышления нашего населения. Мы неоднократно говорим, что от здравоохранения зависит всего 8-10 процентов здоровья человека, 2-3 процента — от генетики, 10-12 – экологии, а все остальное – от образа жизни. Перефразировав пословицу, можно сказать, что мы сами строители своего здоровья. Надо переломить парадигму безответственного отношения к себе. Мы это видели в прошлом году в пандемию, это видим сейчас — люди пренебрегают масками, дезинфекцией, посещают массовые мероприятия.
В дальнейшем год здоровья перейдет в десятилетие здоровья, что, на наш взгляд, должно привести к профилактической медицине, когда будем заниматься не только больными, но и (в большей степени) здоровыми. В медицине есть такое словосочетание — больной здоров. От этого мы должны уйти и говорить — здоровый не болен!
Первоочередная задача, которая перед нами стоит, — это дальнейшее укрепление первичного звена. Тут лукавить нет смысла, и даже не в части строительства, материально-технической базы, это изменение работы первичного звена в рамках Года здоровья. Мы, медицинские работники, должны переосмыслить и пересмотреть свою работу. Необходимо переформатироваться и работать на здоровое население, то есть в первую очередь — это диспансеризация.
Но не та, к которой привыкли, – медосмотры на бегу, пятиминутные осмотры. Диспансеризация — это когда пациент должен постоянно быть на контроле у доктора, особенно если больной с тяжелыми заболеваниями – сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми и онкозаболеваниями.
Пациенты с повышенным артериальным давлением должны быть на постоянном электронном контроле, они должны активно вызываться к доктору. Это правильно и своевременно назначенные лекарственные препараты, корректировка давления, чтобы пациент не дошел до инфаркта, инсульта, до стента, не стал инвалидом. Это все станет возможным, если кардинально изменится не только отношение к отрасли здравоохранения в целом, но и сознание всех, кто работает в медицине, да и всех пациентов.
Источник: https://www.1sn.ru/263521.html